ТЮМЕНСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ
С началом Великой Отечественной войны Тюменский педагогический институт (с 1973 г. Тюменский государственный университет) пережил много тревожных дней: угроза закрытия, переезды, но, пожалуй, самое тяжелое — это уход сотрудников и студентов вуза на фронт.
Только в первый военный год из педагогического института на защиту Родины отправилось более ста человек. Уже 23 июня 1941 г. был составлен список первых фронтовиков вуза. На тетрадном листке, адресованном в бухгалтерию пединститута,
было написано:
«Срочно выписать зарплату уходящим в РККА, выдав 2-недельное выходное пособие» — и далее список из 26 фамилий. В числе ушедших на фронт в те годы были математик П. Ф. Козлов, преподаватель астрономии
П. И. Ефимов, зоолог А. Д. Шаронов, геолог М. М. Фрадкин, географ М. Н. Александров, военруки А. С. Могилев и П. И. Мальцев, преподаватель общественных наук П. Г. Барабанов и многие другие.
Институт проводил на войну и своих студентов. Вот что пишет о первых днях войны студент физико-математического факультета Тюменского пединститута О. Я. Колов:
Вышел на улицу Республики. Солнце все еще пекло. Ослепительно яркое солнце! И я вспомнил: «Ведь сегодня летнее солнцестояние — солнцеворот!». Влился в людской поток. Встречные и попутные необычно оживленно разговаривают: одни — возбужденно и громко, другие — озабоченно и тихо. Я прислушался. И вдруг из этого, в общем-то неразборчивого, гомона людей ясно выделилось и резануло слух страшное слово «война». Я непроизвольно ускорил шаг, а потом, уже не прислушиваясь к прохожим, побежал. В голове сумбурно переплетались мысли: «Экзамены... Война... Семья...». А внизу, под обрывистым берегом, как и прежде, мирно течет Тура. За ней, как грудные дети к матери, плотно прижались к земле деревянные домики заречной стороны города. Вдали, около пристани, как всегда, протяжно гудит пароход, выдыхая серые кружева дыма...Все так же, но вроде уже и не так... Какая-то невидимая грозная туча вдруг бросила на все это свою холодную тень... Быстро в городе началась перестройка жизни на военный лад. В другое здание эвакуировался наш институт, уступив свои аудитории госпиталю. Заочники, являющиеся военнообязанными, разъехались по домам: каждый должен явиться в свой военкомат. Уехали, конечно, мужчины. И все факультеты поэтому вдруг оказались женскими. Да и женщины-то остались только те, которым некого было собирать в армию
В числе первых на фронт ушли старшекурсники — сталинский стипендиат филолог И. Бешкильцев, Ф. Отводенко, К. Покровский, М. Шеин, М. Вардугин, А. Суровцев. Позднее ушли воевать В. Дворцов, А. Сергеев, А. Котляров, А. Соколов, П. Левкин, М. Вешкурцев и др.
На сегодняшний день в университете восстановлены имена почти 400 фронтовиков вуза. По имеющимся у нас данным, более 50 из них не вернулись с войны. Их имена увековечены на мемориальной доске, установленной в 2005 г. в Белом зале административного корпуса Тюменского государственного университета. Уже 4 июля 1941 г. на общем партийном собрании первичной партийной организации вуза было принято решение о мобилизации всех сил и средств института на оборону страны. В частности, об отчислении 3% получаемой зарплаты в фонд обороны, об организации в институте военной учебы по ПВО и создании группы самозащиты. Кроме этого, коммунисты вуза приняли на себя обязательство каждому приобрести не менее одной военной специальности.
В первые дни войны Тюменский педагогический институт за несколько часов, оставив «столы, стулья, пианино», оперативно вывозя остальное имущество (библиотеку, другое учебное оборудование студенты и преподаватели перевозили днем и ночью), переехал сначала в помещение вечерней средней школы, а затем в здание по ул. Республики, 60, бывшее Владимирское сиропитательное учебное заведение, предоставленное Исполкомом Тюменского горсовета депутатов трудящихся.
6 июля в вузе был объявлен днем укрепления обороны. В этот день администрация и партийная организация института организовали проведение массового субботника по устройству и оборудованию вуза в новом здании института. К 20 июля 1941 г. размещение института в этом здании было полностью закончено. Одной из наиболее сложных бытовых проблем вуза в военные годы было обеспечение института топливом. Для заготовки дров осенью вузу выделяли участок в лесу, но он далеко не всегда соответствовал потребностям вуза. Рабочей силы на эти цели город не выделял, поэтому на заготовку дров отправлялись и студенты, и преподаватели. Физически для преподавателей вуза работа по заготовке дров была очень тяжелой.
Об этом пишет в своих воспоминаниях и декан физико-математического факультета, завкафедрой математики Э. К. Хилькевич:
Мы чередовали научную работу с непосредственной физической помощью фронту. Я хорошо помню, как в конце 1942 г. наш коллектив взял на себя обязательство: каждый должен заготовить в лесу по 4 кубометра дров для электростанции, питавшей током военные заводы. Никто не принуждал нас, научных работников, к этой работе, но в декабре, по глубокому снегу, в мороз мы вдвоем с Г. Н. Тарасенковым (обоим вместе больше 100 лет) свалили в лесу огромную сосну, от которой отказывались все другие. Когда мы разделали ее, оказалось, что из одной этой сосны получилось 6 кубометров дров. Такая работа, наверное, не затруднит обычных лесорубов, но нам, работникам умственно труда, непривычным к физическому труду, она показалась очень тяжелой, и нас поддерживала только мысль о том, что и наш этот скромный труд нужен фронту.
В связи с нехваткой в городе помещений для размещения эвакуированных учреждений, большую часть общежитий института, как и основной корпус вуза, пришлось передать в военное ведомство.
Положение студенчества в эти годы осложнялось еще и тем, что их обучение в вузе, согласно постановлению Совета Народных Комиссаров от 2 октября 1940 г., становилось платным, стипендии же начислялись только тем, кто успевал на «хорошо» и «отлично». В этих условиях удержать контроль над студенчеством, не допустить значительного отсева обучающихся было далеко не простым занятием. В 1941 г. вместо 300 человек по плану было принято лишь 187. А всего в этот год в институте насчитывалось 252 студента. Улучшение в жизни студенчества началось лишь с сентября 1943 г., когда СНК СССР было принято решение о начислении стипендий всем успевающим студентам вузов. Для отличников учебы вводились повышенные и именные стипендии. Кроме этого, во время войны были приняты ряд постановлений, которые освобождали от платы за обучение различные категории студентов. А до тех пор студенты вуза переживали особенно трудные времена.
В августе 1941 г. по решению партийного собрания коллектив института должен был оказать практическую помощь колхозам тюменского района в уборке урожая. На уборочной кампании в это время трудились 186 студентов, преподавателей и сотрудников педагогического института. Работали на уборке сена, вязке снопов, молотьбе, сортировке и т. д. В газете «Красное знамя» за 10 сентября 1941 г. была отмечена стахановская работа женской студенческой бригады и студентов 2 курса факультета русского языка и литературы пединститута В. И. Дворцова и А. Н. Сергеева, впоследствии ушедших на фронт.
Вот что о первых военных месяцах пишет сам студент А. Н. Сергеев:
В связи с объявлением войны Германией у нас в жизни студентов и города вообще многое изменилось. Институт перевели в другое здание, а вместо 4-х лет обучения нам учиться всего 3 года, т. е. еще 2 года, даже меньше за счет ускоренного прохождения программы. Работы хватает и в учебе, и в физической работе. Каждый выходной день выходим на воскресник — то в колхоз, то на производство, так что время проходит быстро. А иногда приходится и так подрабатывать на пропитание. Денег на лето дали 130 руб. за один месяц, так как август занимаемся, так я купил сапоги, а остальное на пропитание. А цены подорожали, студенческую столовую ликвидировали, хлеба дают по 500 грамм на день на студента. Вот и приходится то дрова пилить по вечерам, то еще что-нибудь. А от стипендии сами знаете, урывают крепко, то в фонд обороны, то еще что-нибудь
За военные годы в фонд обороны, на приобретение билетов денежно-вещевой лотереи, военные займы студенты и преподаватели пединститута перечисляли достаточно большие суммы денег. В некоторых случаях на эти цели перечислялось до 50% заработной платы. Это, безусловно, отражалось на качестве жизни людей тех лет. Ситуация в вузе осложнялась распространявшимися слухами о решении Горсовета на время закрыть пединститут. Это нарушило нормальный ход учебы, вызвало отсев студентов и попытки уйти из вуза некоторых преподавателей и сотрудников Надо сказать, угроза закрытия в годы войны была реальностью для многих высших учебных заведений. Так, к декабрю 1941 г. из 817 вузов, имеющихся в стране на начало войны, 110 вузов были объединены и 55 высших учебных заведений закрыты ввиду малочисленности студентов, по данным на март 1942 г., в стране насчитывалось 196 временно закрытых и 87 объединенных вузов. К 1942/43 учебному году число вузов в СССР сократилось с 817 до 460 [19]. Улучшило ситуацию постановление СНК СССР и ЦК ВКП(б) «О плане приема в вузы в 1942 г. и мероприятиях по укреплению высших учебных заведений» от 5 мая 1942 г. Оно запрещало наркоматам, Совнаркомам союзных и автономных республик и местным Советам отбирать учебные здания, общежития, инвентарь и оборудование вузов, а также мобилизовывать студентов и преподавателей в Красную армию и на различные работы без разрешения СНК СССР. Кроме этого, постановление улучшало положение и студентов, и преподавателей: разрешало директорам вузов зачислять на стипендию нуждающихся студентов, вернувшихся из КА и ВМФ после ранений, контузий и увечий при наличии у них не только четверок и пятерок, но и посредственных оценок. Облторготдел обязан был организовывать при вузах студенческие столовые закрытого типа. Предприятиям и учреждениям было разрешено принимать на работу студентов на 4- и 6-часовой рабочий день с оплатой в соответствии с проработанным временем и выработкой. Благодаря этому положению в 1942 г. институту было передано одно из зданий города под общежитие.
Война — время голодное. В качестве одной из мер по улучшению общественного питания в институте была развернута работа по организации подсобного хозяйства, для чего институту был выделен участок под различные огородные культуры, которые выращивали как для нужд института, так и для личного пользования коллектива сотрудников и преподавателей. Для этих целей приобретались семена таких огородных культур, как редис, табак, турнепс, огурцы, горох, бобы. Высаживался картофель. Для индивидуального пользования выращивалась рассада помидор, капусты, частично - табака. Обрабатывали землю сотрудники и студенты института в основном ручным способом. В феврале 1943 г. после принятия постановления СНК СССР «Об улучшении питания студентов вузов» снабжение студентов продовольственными товарами стало осуществляться по нормам рабочих промышленности, транспорта и связи.
Несмотря на все трудности, в течение первого военного учебного года коллектив педагогического института принял участие в 27 воскресниках на предприятиях, пристани и железной дороге. Заработанные средства перечислялись в фонд строительства авиаэскадрильи «Омский комсомолец» и танковой колонны «Боевые подруги». Коллектив пединститута внес свой вклад и в постройку поезда-бани, который комплектовался в городе.
Осуществлялся сбор теплых вещей для армии, работало движение доноров. Многообразна была шефская работа: устройство беспризорных детей, сотрудничество с детскими домами г. Тюмени и с. Каменка. Студенты вуза являлись шефами одного из тюменских военных госпиталей, где группа лучших студентов вуза читала лекции. Под руководством врачей студентки вуза получали санитарную подготовку по программе медсестер.
Большая работа проводилась студентами во время летних каникул в пионерских лагерях и городе — по организации среди школьников тимуровского движения. Некоторые студенты после занятий работали на предприятиях города. Из воспоминаний Л. Беспаловой, студентки, в дальнейшем преподавателя пединститута, а затем университета: «Почти все четыре года не знали выходных и каникул. Часто после лекций шли трудиться на предприятия города. По льду реки Туры возили на санках с фанеркомбината на товарную станцию деревянные корпуса противотанковых мин. Убирали снег с железнодорожных путей. Разгружали вагоны. Работали на заготовке торфа. В институте мы прошли курсы медсестер, и очень ответственной была работа в госпиталях. Очень тяжело было видеть молодых раненных бойцов, среди которых были совсем юные. Читали раненым лекции, помню свою тему — «Героизм в русской литературе» [5. С. 185].
В ноябре 1941 г. состоялся второй внеочередной военный выпуск студентов педагогического института. Дело в том, что в первый военный год с целью быстрого обеспечения страны специалистами сроки обучения в вузах с 4-летним сроком обучения были сокращены до 3-3,5 лет. Поэтому студенты этого выпуска учились по сокращенной программе, их обучение продолжалось все лето и осень 1941 г. Однако уже в 1942 г. сокращенная программа обучения была отменена, так как она не могла обеспечить необходимого качества подготовки специалистов.
В январе 1941 г. в результате реорганизации Тюменского учительского института иностранных языков в пединституте был образован факультет иностранных языков. В составе вуза он начал подготовку специалистов по романо-германским языкам и литературе. К сожалению, к концу войны на факультете осталось небольшое количество студентов только на английском отделении. Нецелесообразность содержания факультета была очевидной, и он был закрыт в 1945 г. с переводом студентов в Свердловский институт иностранных языков.
С уходом многих преподавателей на фронт в вузе остро ощущалась нехватка кадров. Большую помощь оказали находившиеся в эвакуации и приступившие к работе в пединституте опытные преподаватели из разных вузов страны. Важно отметить и то, что среди преподавателей вуза в военные годы были и сотрудники спецлаборатории при мавзолее В.И. Ленина, который был эвакуирован в г. Тюмень уже в июле 1941 г. И. Б. Збарский, сын руководителя лаборатории Б.И. Збарского, был принят на должность и.о. заведующего кафедрой естествознания.
На должность профессора органической и биологической химии пединститута был принят и доктор биологических наук, сотрудник спецлаборатории С. Р. Мордашев. Жена Б.И. Збарского – Е.Б. Перельман-Збарская в совершенстве владевшая немецким, французским и английским языками также работала в Тюменском пединституте. Она преподавала немецкий язык у студентов 1 курса. Преподавала в институте и жена И. Б. Збарского - И. П. Карузина.
Вот что пишет спустя многие годы об этом времени в своих воспоминаниях И. Б. Збарский:
Условия были нелегкие, не хватало посуды и реактивов. Помещение было небольшое, плохо отапливаемое, и в сильные морозы, которые достигали в Тюмени 40-43° С ниже нуля, в учебных комнатах растворы замерзали и реакции не всегда получались. Но, тем не менее, мы вели практические занятия и проводили демонстрации на лекциях… Учащиеся там были ближе к преподавателям и профессорам, чем, например, в Москве. Было приятно видеть, что усилия мои не остаются бесплодными и что, по крайней мере, часть студентов хорошо усваивает материал и радует на экзаменах
С началом войны все вузы пересмотрели тематику научно-исследовательской работы с целью приспособления ее к нуждам народного хозяйства, культуры и обороны страны, сосредоточив основное внимание на темах, связанных с непосредственной помощью армии, промышленности, транспорту, сельскому хозяйству, а также с выявлением и использованием новых видов сырья, материалов и местных ресурсов.
Планом научно-исследовательских работ Тюменского пединститута было намечено выполнение целого ряда исследований, имеющих важное народнохозяйственное значение. Но осуществление плана было затруднено причинами объективного характера: отсутствием бумаги, недостатком научной литературы, бытовыми трудностями. Значительная работа велась на кафедре географии преподавателем Г. Н. Тарасенковым. Им изучались сырьевые ресурсы Западной Сибири, перспективы транспортировки, переработки различных материалов в условиях военного времени. М. М. Фрадкиным до призыва его в армию осуществлялись исследования по теме «Организация стекольного производства в Омской области». Химики Тюменского педагогического института работали над рецептом для производства наждачных кругов из местного сырья]. Преподавателями общественных дисциплин М. С. Левинской и Н. Г. Порфиридовым были написаны работы, посвященные советскому патриотизму и русской национальной культуре, в своих работах они обращались к именам Александра Невского, Дениса Давыдова и др. Обращались ученые и к темам истории нашей страны, писали об Александре Невском, Денисе Давыдове и др. Многие работы сотрудников вуза находили свое отражение и на страницах местной печати. В 1943 г. диссертацию на соискание степени кандидата наук защитил С. Н. Фрумкин, была закончена и принята к защите в Московском государственном педагогическом институте им. В. И. Ленина кандидатская диссертация П. Н. Ильинского, работу над диссертацией оканчивал и М. Н. Александров, было присвоено научное звание доцента Н. Н. Прокопович. Над докторскими диссертациями работали Э. К. Хилькевич, Г. Н. Тарасенков и Н. Н. Прокопович. В марте 1945 г. кандидатскую диссертацию в Институте истории материальной культуры АН СССР защитил Н. Г. Порфиридов. А с 1 по 7 февраля 1942 г. в педагогическом институте была проведена преподавательская научная конференция.
Огромное внимание в эти годы было направлено на военную и спортивную подготовку студентов пединститута. Несмотря на особенные трудности первого военного года, в институте работало три стрелковых, два пулеметных, два пистолетных кружка, один кружок истребителей танков, один гимнастический кружок. Еще в начале 1941 г. по распоряжению Облвоенкома на базе педагогического института были организованы курсы повышения квалификации преподавателей военного дела по специальной 136-часовой программе. Начальником курсов был назначен военрук Тюменского пединститута А. С. Могилев. Еще одни курсы для военруков по решению Омского облисполкома были организованы в пединституте в ноябре 1943 года. 1 декабря 1942 г. в педагогическом институте начались занятия по изучению основных вопросов агротехники, сельскохозяйственных культур и техники работы на сельхозмашинах. Программа занятий была разработана после постановления Совета народных комиссаров СССР и ЦК ВКП(б) об обучении сельскохозяйственному труду учащихся средних и высших учебных заведений и давала студентам возможность получить дополнительные профессиональные навыки.
Весной 1944 г. вузу возвратили прежнее здание, которое он занимал до войны, расположенное на ул. Луначарского, 2.
Однако осенью этого же года, в связи с созданием Тюменской области, оно было передано для нужд администрации города. Педагогический институт был переведен в помещение по ул. Володарского, 6, где сегодня располагается административный корпус университета. 30 апреля 1944 г. в должность директора института вступила И. К. Тужик.
Она стала первой и на сегодняшний день единственной женщиной, возглавившей вуз за 90-летний период его истории. 9 мая 1945 г. именно она поздравила весь коллектив пединститута с долгожданной победой.
Этого дня страна ждала целых четыре года. Несмотря на многочисленные переезды педагогического института, нехватку учебных помещений, проблемы с отоплением и питанием, массовую демобилизацию студентов, преподавателей и сотрудников, отсутствие порой самых необходимых вещей, вуз продолжал работать и готовить кадры для народного образования. В течение военных лет институт подготовил более 400 специалистов для нужд города и области.
Вся жизнь людей того времени была подчинена одной цели «Все для фронта, все для Победы!», их подвиг — пример настоящего патриотизма, истинного служения народу и любви к Родине, который мы должны помнить и на этом воспитывать подрастающее поколение россиян.